Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951 году

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году

Закрытие границ между коммунистической Чехословакией и западными государствами длилось с небольшими перерывами более сорока лет. Возможность путешествовать на Запад была крайне ограничена, а для некоторых — совершенно немыслима.

Несмотря на это, тысячи людей рисковали своими жизнями в поисках свободы. Одним из самых ярких примеров тому — история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ 11 сентября 1951 года, со дня которой в субботу исполнилось 70 лет.

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Павел Тигрид | Фото: Post Bellum

«Люди перешли границу, переодевшись монахами или секретарями Компартии, рыли туннели под концлагерями…»

10 марта 1952 года в эфире радиостанции «Свободная Европа» прозвучал комментарий Павла Тигрида, известного чешского писателя и публициста, ставшего после «бархатной» революции 1989 года министром культуры Чехии.

«Прошлым летом, когда ныне уже прославленный поезд свободы пересек железный занавес, мы говорили о том, чего только люди не изобретают ради того, чтобы быстро и безопасно выбраться из коммунистического рая. Они пришли сюда, в мир свободы, пешком, на велосипедах, мотоциклах, тракторах, на грузовиках, в бронированных автомобилях и даже на пожарной машине, некоторые прибыли на самолетах коммунистических авиалиний, а другие — в крошечных одномоторных летающих игрушках, некоторые переплыли широкие реки, перешли границу, переодевшись монахами или секретарями Компартии, рыли туннели под концентрационными лагерями, переплыли на каноэ, байдарках, грузовых судах и пароходах, они путешествовали на не приспособленных для проезда пассажиров местах экспрессов дальнего следования, приехали поездом».

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Фото: Česká televize

Упоминание Тигрида о прославленном поезде касалось пассажирского состава  № 3717, украшенного красной звездой и следовавшего с чехословацкими пассажирами из Хеба в Аш, расположенный на чешско-баварской границе. Главными действующими лицами угона пасажирского состава стали машинист Ярослав Конвалинка и дежурный по станции Карел Трукса из города Хеб, активные участники движения Третьего сопротивления, а также зубной врач Ярослав Швец из города Аш. Утром того дня Трукса ездил в Аш с целью узнать точное время перевода стрелок для пропуска составов через границу, что было необходимо для успешного проведения тайной операции. Конвалинке удалось во Франтишковых Лазне отключить тормозную систему.

Інші новини  В Ивано-Франковске полицейскому нанесли 14 ножевых ранений

На последней станции Газлов, где поезд по расписанию на чехословацкой территории остановился, к товарищам присоединился и Ярослав Швец. Позже Швецу, вооруженному пистолетом, поручили сторожить стоп-кран, и во время угона врач сообщил пассажирам: «Мы сейчас пересекаем чехословацкую границу, но не бойтесь. Кто захочет, сможет вернуться домой».

Большая часть пассажиров не знала истинной цели путешествия

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Фото: repro z knihy Ivo Pejčoch: Hrdinové železné opony (Cheb 2008)

Поезд № 3717, достигнув максимальной скорости около 70 км/ч, чтобы исключить возможность остановки, прорвал заграждение на границе Чехословакии и ФРГ и остановился на немецкой стороне. Большая часть пассажиров не знала истинной цели путешествия, и к эмиграции не была готова. Трукса связался по телефону с американским представительством с просьбой о предоставлении политического убежища.

— В поезде было сто десять пассажиров, которые совершенно неожиданно для них отправились за границу. 77 из них вернулись в Чехословакию, остальные затем подали прошение о предоставлении убежища в Западной Германии,

— рассказал «Чешскому Радио» историк Ян Калоус.

— Что известно о вернувшихся в Чехословакию и их судьбе?

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Фото: Archiv Roberta Koutného

— В числе этой группы были также сотрудники чехословацкой госбезопасности и военнослужащие, а также студенты гимназии города Хеб и пациенты курорта Франтишковы Лазне. Все они по возвращении были задержаны, и всех одного за другим допрашивали. Некоторых использовали в продолжавшейся пропагандисткой кампании.

Інші новини  На Эльбрусе погибли пять альпинистов

«Служба госбезопасности стремилась склонить Швеца к сотрудничеству и доносам. Он этого не хотел, однако, по всей вероятности, его заставили подписать сотрудничество. Однажды к нему пришел его знакомый Трукса из Хеба, и сообщил, что ему необходимо бежать и он собирается угнать поезд. С этого момента они сотрудничали, и Швец был привлечен ко всей этой истории»,

— вспоминал Иржи Лишка, племянник Швеца, бежавшего вместе с супругой.

Трое учеников хебской гимназии, несмотря на то, что не планировали эмигрировать, остались на чужбине, побоявшись вернуться на родину.

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Фото: repro z knihy Ivo Pejčoch: Hrdinové železné opony (Cheb 2008)

«Группа террористов, управляемая и снабжаемая деньгами и оружием американским агентом, осуществила похищение пассажиров скоростного поезда, следовавшего в направлении из Хеба в Аш. Террористы заставили персонал и пассажиров не препятствовать пересечению поездом чехословацкой границы. ( … ) По другую сторону границы поезд уже ждали агенты американского CIC, которые приветствовали террористов. ( … ) Кроме террористов, которые заранее подготовили похищение, никого из чехословацких граждан не удалось убедить остаться, и наоборот, с гордостью, присущей гражданам народно-демократического государства, они в течение первого дня отказывались принимать пищу от американцев»,

— так усердствовало в рамках развернувшейся пропагандистской кампании «Чехословацкое Радио» — сообщение сохранилось в архиве «Чешского Радио».

— Компартия Чехословакии не хотела признать, что угон поезда явился для нее полной неожиданностью. Ее руководители начали пропагандистскую кампанию, изобиловавшую такими терминами как «террористы», «американские агенты», «оружие от Си-Ай-Си», говорит Ян Калоус.

«Я не хочу, чтобы мои дети выросли, как рабы»

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Ян Калоус|Фото: Noemi Fingerlandová, Český rozhlas

В то же время на западе Чехии появились листовки под названием «Правда о поезде свободы», в которых, среди прочего, говорилось:

Інші новини  Состоялась жеребьевка 1/8 финала Кубка Украины по футболу

«В Чехословакии мы все знали, что за нами постоянно шпионят. Именно этот шпионаж и постоянное отсутствие свободы являются причиной нашего побега». Это было заявление молодого механика, сделанное им в эфире радио «Свободная Европа», а его жена просовокупила: «Я не хочу, чтобы мои дети выросли, как рабы»

Но следует помнить, что пути к свободе были разными и далеко не всегда успешными. На чехословацкой границе при попытке ее перехода погибло более двухсот восьмидесяти человек, а последняя жертва —  летом 1989 года», — напоминает историк Ян Калоус.

Аш и Зельб отметят 70-летний юбилей  исторического события

Прочь из тисков коммунистического «рая»: история угона чехословацкого пассажирского поезда в ФРГ в 1951  году 

Фото: repro z knihy Ivo Pejčoch: Hrdinové železné opony (Cheb 2008)

Угон поезда впоследствии привел к тому, что чехословацкие власти начали окружать страну непроницаемым забором. Событие в то время обсуждалось в мировых СМИ. Город Аш вместе с немецким Зельбом, на станции которого в итоге завершилось путешествие пассажирского состава № 3717, будут отмечать 70-летний юбилей этого исторического события.

— Мы хотели бы отметить годовщину 11 сентября, напомнив об этой попытке обрести свободу, непосредственно на территории главного железнодорожного вокзала Аша. Здесь должен был остановиться поезд № 3717, и именно здесь железнодорожные служащие 70 лет назад перевели стрелку и пересекли государственную границу, попав прямо в Западную Германию,  — говорит Павел Клепачек, заместитель старосты Аша, население которого сегодня составляет около 13 тысяч человек.

Празднованию события будет предшествовать вернисаж, который представит материалы о 1951 годе — фотографии и газетные статьи.

Автор: Лорета Вашкова; Радио Прага

Події та кримінал