Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

На прошлой неделе исполнилась седьмая годовщина трагического события. 17 июля 2014 года рейс MH17, на борту которого находилось 298 человек, был сбит. С того дня мы стали свидетелями появления огромного количества дезинформационных сообщений, распространяющих альтернативные теории, а также сообщений, мишенью которых являлся как само расследование, так и последовавший за ним уголовный процесс.

Приведенная ниже инфографика иллюстрирует размах прокремлевской дезинформационной кампании в отношении катастрофы рейса MH17 (для большей наглядности вы можете загрузить версию в формате PDF) и прослеживает эволюцию нарративов, распространяемых с момента непосредственно после крушения и до текущего времени.

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

Начиная с заявлений о том, что рейс MH17 уже был заполнен трупами перед взлетом, и что настоящей целью фактически являлся личный самолет Путина, дезинформационная стратегия сводилась к тому, чтобы обвинять в трагедии всех, кроме России, и распространять заявления о том, что расследование Объединенной следственной группы (JIT) было якобы сфальсифицировано с целью ложно обвинить России.

MH17: СЕМЬ ЛЕТ ЛЖИ И ОТРИЦАНИЯ

Семь лет российские власти пытаются скрыть свою причастность к убийству 298 гражданских лиц на борту рейса MH17 за пеленой лжи и отрицания. Но первым комментарием о трагедии 17 июля 2014 года были самодовольные слова триумфа и радости.

Через несколько минут после трагедии Игорь Гиркин, самопровозглашенный «министр обороны» самопровозглашенной «Донецкой народной республики» гордо заявил(opens in a new tab), распространяя в сети фотографии дыма, окутавшего разбившийся самолет: «Предупреждали же — не летать в ”нашем небе”».

Вскоре Гиркин попробовал удалить сообщение и сделать вид, что никогда такого не говорил. Гиркин, бывший офицер российской армии, теперь находится в числе четверых обвиняемых в убийстве 298 человек на борту.

Первая ложь: «Мы никогда не говорили, что мы это сделали!» Типичная рефлекторная реакция после совершения фатальной ошибки. В январе 2020 года противовоздушная оборона Ирана сбила над Ираном украинский пассажирский самолет(opens in a new tab). Через пару дней отрицания иранские власти признали свою ответственность, дали доступ следователям и согласились выплатить жертвам компенсацию. Больше никакой лжи. Трагедия была результатом чудовищной ошибки. Не впервые в истории, и не в последний раз. Украина действовала аналогично в 2001 году(opens in a new tab), когда был сбит российский пассажирский самолет. США сбили иранский самолет в 1988 году(opens in a new tab), и спустя несколько лет согласились выплатить жертвам компенсацию.

Інші новини  Правоохоронці затримали чоловіків за розбійний напад на киянина

В случае MH17 Кремль решил придерживаться лжи и отрицания. База данных EUvsDisinfo (на английском) содержит описание более 300 случаев дезинформации об MH17. Отличительной чертой истории лжи в этом случае являются яростные попытки создать «альтернативные версии» трагедии. В память о семи годах лжи и отрицания EUvsDisinfo собрало семь самых возмутительных обманов, созданных кремлевской дезинформационной машиной.

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

18 июля 2014 года, спустя менее 24 часов после трагедии с MH17, Гиркин, пытаясь в тот момент скрыть восторженную улыбку, предоставил первую ложную версию трагедии:(opens in a new tab)

По данным людей, которые собирали трупы, значительная часть трупов — „несвежая“ — люди умерли до нескольких суток тому назад.

Это заявление — не только бездарная ложь и унижение сотен людей, потерявших близких в этом нападении; это еще и нарушение прав интеллектуальной собственности на серию «Скандал в Белгравии(opens in a new tab)» сериала «Шерлок» производства BBC, где описывалась именно эта схема. Серия вышла в эфир российского телевидения в январе 2012 года(opens in a new tab).

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

Позднее в день трагедии, 17 июля 2014 года, несколько российских СМИ сообщили,(opens in a new tab) что вооруженные силы Украины намеревались сбить самолет президента России(opens in a new tab):

Источник в Росавиации на правах полной конфиденциальности сообщил агентству Интерфакс, что целью украинской ракеты мог быть самолет президента России. По его словам, российский борт «номер один» и малайзийский Boeing пересекались в одной и той же точке и в одном эшелоне.

Інші новини  У Кривому Розі поліцейські звільнили 7-річного хлопчика, якого співмешканець матері утримував на ланцюгу

Российский борт «номер один» — самолет совершенно иного типа, цвет фюзеляжа которого лишь отдаленно напоминает красно-бело-синее убранство фюзеляжа малайзийского лайнера, и он шел по абсолютно иному маршруту. Это заявление является одним из старейших, но наиболее повторяемых; самый свежий его пример в базе данных EUvsDisinfo датируется февралем 2021 года.

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

19 июля 2014 года, через два дня после катастрофы, через аккаунт в Twitter, принадлежащий некоему «Карлосу, испанскому диспетчеру», работающему в авиадиспетчерской службе киевского аэропорта, было заявлено, что самолет сбили два украинских военных истребителя. Тот факт, что такой человек не работал в украинской авиадиспетчерской службе, был очень быстро установлен, а аккаунт в Twitter был удален. Но «RT» на испанском взяло интервью у человека, заявившего, что он Карлос. Личность этого человека тоже быстро установили(opens in a new tab) — гражданин Испании, проживавший в Румынии. Фальшивая история развалилась. Но пророссийские источники часто ссылаются на нее, как на «доказательство» причастности Украины.

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

«Испанский диспетчер» сообщил о двух украинских истребителях, пролетавших неподалеку от MH17 за мгновения до крушения. Это был намек на то, что MH17 был перехвачен и сбит украинскими военными истребителями. Хотя испанского авиадиспетчера быстро разоблачили как мистификацию, версия о причастности украинских военных истребителей осталась часто повторяемым заявлением. Даже 22 июня 2021 года крупное прокремлевское СМИ в России заявило, что версия об истребителе еще не отброшена. Отброшена. Проходящий в Голландии суд тщательно изучил улики и пришел к заключению, что MH17 был сбит ракетой «земля-воздух» из комплекса «Бук» — «другое заключение сделать невозможно(opens in a new tab)».

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

Ракета ЗРК «Бук» — крупный объект(opens in a new tab): длиной 5,5 метра и размахом крыльев почти метр. Боеголовка содержит 70 килограммов разрывной шрапнели. Бригада криминалистов смогла собрать огромное количество осколков, крупных кусков металла с серийными номерами, что позволило точно определить ракету. Неопровержимые доказательства показывают, что самолет был сбит ракетой ЗРК «Бук».

Інші новини  Хабар у 1000 доларів за зняття арешту з майна: повідомлено про підозру держслужбовцю

Основные прокремлевские СМИ сосредоточили внимание на заявлении, что тем самым «Буком» управляли служащие вооруженных сил Украины. Это заявление появляется часто — вот пример, опубликованный в начале июня 2021 года каналом «RT». «Бук» находится на вооружении вооруженных сил Украины, но наличие каждой ракеты учтено. Документальные свидетельства перемещения войск, перехват радиосообщений и публичные заявления сепаратистов связывают физические улики с операцией регулярной российской армии. Читайте подробнее об уголовном расследовании по этой ссылке(opens in a new tab).

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

В 2018 году крупнейшая российская газета «Комсомольская правда» попробовала протолкнуть еще одну «версию», невзирая на улики и показания свидетелей. По версии «Комсомольской правды» причиной катастрофы стала бомба на борту. Газета приходит к заключению:

Вот ведь как «вовремя» произошла трагедия. Прямо как по заказу очередной «Боинг» компании Malaysia Airlines погиб. И в столь нужном для Украины месте.

Еще одна фантастическая версия, разработанная исключительно с целью создания иллюзии наличия «спорных вопросов» в расследовании. Доказательственная база неоспорима. На борту самолета бомба не взрывалась.

Гибель рейса MH17: хронология распространения прокремлевской дезинформации

Ключевым в заявлении о бомбе, спрятанной на борту самолета, является намек на то, что трагедия была на руку Украине, а, следовательно, исходя из принципа «Cui Bono» — кому выгодно — виновна Украина. Крушение MH17 планировалось для дискредитации России — как «операция под фальшивым флагом». База данных дезинформации EUvsDisinfo содержит много случаев, в которых прокремлевские СМИ высказывают свои предположения о том, кто является «истинным виновником» трагедии MH17: британская разведка, голландцы, американцы и западные элиты. И, конечно же, украинцы.

Ни одно из этих заявлений не имеет подтверждающего его источника. Истинные улики, рассматриваемые в суде в Голландии, игнорируются.

Минуло семь лет лжи. Суд в Голландии рассматривает факты и вынесет вердикт. Правду о трагедии MH17 установили. Кремль продолжит лгать.

Источник: EUvsDisinfo 

Події та кримінал